Школьная воспитательная система

Процесс воспитания школьников за последние время претерпел существенные изменения. В период социально-экономической перестройки общества, когда происходит переоценка системы общественных отношений, когда жестокие войны, межнациональные конфликты, рост преступности и наркомании и многие другие социальные явления поставили под сомнение многие педагогические идеи и принципы, школа вынуждена противопоставлять истинные ценности – ложным, гуманистические идеи – варварским, доброе – жестокому.
   Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющая личностное «я». Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения, особенно в воспитательной работе.
  Деятельность школы в режиме инновационного развития потребовала радикальных изменений в организации и управлении воспитательной работой, цель которой заключалась в формировании у учащихся качеств свободной личности, гармонично развитой, подготовленной духовно и физически к самостоятельной жизни в обществе.
   
Совершенствование воспитательной работы в школе направлено на:
  • обеспечение функционирования воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс;
  • воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства, предоставление им реальных возможностей участия в управлении школой;
  • укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта, пропаганду здорового образа жизни.
  • Решению поставленных задач способствует деятельность в следующих направлениях:
  • воспитание общечеловеческих ценностей;
  • воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной системы, символики, истории, подвига народа в Великой Отечественной войне;
  • развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;
  • усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.
  Важнейшее требование к организации воспитательной работе в школе - гуманистическая ориентация современного воспитания, отраженная в законе РФ «Об образовании» и рассматривающая ребёнка как главную ценность в системе человеческих отношений.
 
Для того чтобы обеспечить каждому ребёнку полноценное личностное, интеллектуальное развитие в максимально возможном диапазоне его интеллектуальных ресурсов, в нашей школе актуализируются следующие идеи гуманистического воспитания:
  1. Личностный подход - признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие. Личностный подход очень трудно осуществить без основательной дифференциации образовательного процесса.
  2. Гуманизация межличностных отношений предполагает уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, доброту и понимание. В школе должно быть как можно меньше страха. Страх, чувство незаслуженной вины - все это тормозит развитие ребёнка.
  3. 3. Деятельностный подход в воспитании: ребёнок не готовится в школе к будущей жизни - он уже живет реальной сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, творческая, досуговая.
  4. 4.Средовый подход - школа не может ограничить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья занимает особое место и требует особого внимания.
  5. 5.Комплексный подход предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка параллельно, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы человек в ней раскрылся с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Комплексный подход предполагает сочетание базового и дополнительного образования, единство воспитания и обучения.
  Перечисленные выше подходы к воспитанию составляют основу системы воспитательной работы в нашей школе. Процесс её развития – это движение от разрозненных воздействий к целостному саморегулирующему воспитывающему социальному организму.
Воспитательная деятельность школы осуществляться по следующим направлениям:
 
Направление Задачи
«Я и Мир знаний» - создание условий для развития познавательных интересов школьников;
  • формирование у учащихся интересов к определенным отраслям знаний;
  • развитие творческих способностей в интеллектуальной деятельности;
  • вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность
«Я и Отечество» - приобщение детей и подростков к насущным заботам школы, города, округа;
  • воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями, воспитание готовности к защите своей Родины
«Я и Здоровье» - популяризация преимуществ здорового образа жизни;
  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
  • приобщение детей к занятиям физической культуры;
  • сотрудничество с работниками ГИБДД
«Я и Семья» - оптимизация педагогического взаимодействия школы и семьи;
  • психолого-педагогическая помощь и поддержка родителей;
  • работа с нестандартными семьями
«Я – Человек» - выявление и развитие у учащихся творческих способностей, навыков самостоятельности;
  • формирование потребности в разумной организации досуга;
  • предупреждение и профилактика правонарушений;
  • организация профориентационной работы;
  • организация психологической диагностики школьников
«Я и Природа» - воспитание у учащихся бережного отношения к природе, разумного использования природных ресурсов;
  • воспитание любви к родному краю
  Суть гуманистической концепции воспитательной работы в школе заключается в расширении возможностей для самореализации ученика и учителя в школе, создании условий для разностороннего и свободного развития личности.
vospit